Главная

Общие замечания о переломах и вывихах у детей

Особенности методики исследования детей с повреждениями костей и суставов

Родовые повреждения костей и суставов

Травматические эпифизеолизы

Травматические вывихи и переломовывихи

Переломы костей плечевого пояса и верхней конечности

Переломы костей нижней конечности

Переломы позвоночника

Переломы костей таза

Открытые переломы

Множественные и сочетанные повреждения

Ошибки и осложнения

Дефицит кальция у детей и подростков

Другие детские болезни

Обратная связь

Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей

У детей раннего возраста наблюдается горизонтальное положение ребер, в результате чего грудная клетка постоянно находится в состоянии, близком к инспирации, а увеличение ее во фронтальном и сагиттальном направлении почти невозможно.

Межреберные мышцы развиты слабо. Наиболее активная дыхательная мышца — диафрагма — развита удовлетворительно, но функция ее у детей раннего возраста бывает нередко затруднена вследствие повышенного давления в брюшной полости.

Воздухоносные пути — нос, глотка, гортань, трахея и бронхи — относительно велики. Эти пути называются «вредным пространством». Установлено, что чем больше «вредное пространство» дыхательных путей, тем меньше эффективность дыхательного акта.

Легкие у детей раннего возраста бедны эластической тканью. Капилляры и лимфатические щели у них шире, чем у детей среднего и старшего возраста. В результате они менее воздушны и более полнокровны. К 6—7 годам наблюдается их полное развитие. Толщина альвеолярно-капиллярной мембраны легкого у детей среднего и старшего возраста составляет 0,004 мм, а у детей раннего возраста 0,005—0,006 мм. При воспалительных процессах мембрана еще больше утолщается, в результате прохождение кислорода через нее затрудняется.

У детей раннего возраста регуляция дыхания несовершенна, показателем чего является частое, аритмичное и поверхностное дыхание. С возрастом центральная регуляция дыхания совершенствуется.

Частота дыхания является очень ценным показателем функции внешнего дыхания у детей. Этот показатель зависит от возраста и от целого ряда других факторов.

Функциональные показатели дыхания у здоровых детей в зависимости от возраста


Функциональные показатели дыхания у здоровых детей в зависимости от возраста

Под глубиной или объемом понимается объем одного вдоха или выдоха в миллилитрах. Глубина дыхания, лабильный функциональный показатель зависимы от частоты дыхания и других факторов.

Минутная легочная вентиляция — количество воздуха, которое провентилировано в легких в течение одной минуты. Это очень лабильный, но весьма ценный функциональный показатель внешнего дыхания у детей. Абсолютные величины вентиляции находятся в прямой, а относительные в обратной зависимости от возраста детей.

Показатель резерва дыхания имеет большое значение в оценке функционального состояния аппарата внешнего дыхания. Чем выше резерв дыхания у ребенка, тем совершеннее функция внешнего дыхания, и наоборот, чем ниже резерв дыхания, тем меньшие жизненные требования могут быть предъявлены организму ребенка. У новорожденного и недоношенного ребенка резерв дыхания находится на крайне низком уровне.

Поглощение кислорода в единицу времени является весьма важным и ценным показателем эффективности дыхательного акта у здоровых детей. Абсолютная величина поглощения кислорода находится в прямой, а относительная величина в обратной зависимости от возраста детей. Это значит, что с возрастом активность тканей в отношении газообмена уменьшается.

Установлено, что эффективность дыхательной функции у детей тем ниже, чем меньше ребенок. Так, например, в возрасте одного месяца ребенок получает 100 мл кислорода из 3,8 л вентилированного воздуха, годовалый ребенок — на 3,5 л, ребенок в возрасте 2 лет получает 100 мл кислорода из 3,4 л воздуха, 6 лет — из 2,9 л, 12 лет — из 2,5 л и подросток 17 лет - из 2,3 л вентилированного воздуха.

Низкая эффективность дыхательной функции у детей раннего возраста объясняется своеобразным характером дыхания в этом возрасте — частым и поверхностным дыханием.

Из всего изложенного следует подчеркнуть три основных положения, а именно — чем младше ребенок, тем меньше его резервные возможности дыхания, тем ниже эффективность его дыхательного акта, тем выше у него потребность в обмене газов, т. е. большие потребности в газообмене при малых возможностях.

Это обстоятельство и является одной из основных причин высокой заболеваемости, тяжелого течения пневмоний и сравнительно высокой летальности от пневмоний у детей раннего возраста.

смотри также "Пневмонии у детей раннего возраста"

www.phizio.ru 2011